вторник, 13 апреля 2010 г.

Дневник П.И.Чайковского

Жизнь Чайковского – это творчество, труд художника страстного, преданного своему ремеслу, и, как все гении, безраздельно властвующего в своём искусстве и порабощенного им.

О детских впечатлений Чаковского он пишет в дневнике - «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, т.е. родственных с народною песнею приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки».

«Судьба натолкнула меня в юношеском возрасте на Моцарта и через него открыла мне неведомые горизонты бесконечной музыкальной красоты…» - написал в личном дневнике.

«Я никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует , когда я грустен» - пишет в юном возрасте.

Чайковский пишет после отъезда матери – «Припав к матери, я не мог оторваться от неё. Ни ласки, ни утешения, ни обещания скорого возвращения не могли действовать на меня. Я ничего не слышал и не видел и как бы слился с обожаемым существом. Меня отрывали от матери. Я цеплялся, за что мог, не желая отпускать ее от себя. Но меня оторвали от матери. Она с сестрами села в экипаж. Лошади тронулись, и тогда, собрав последние силы, я вырвался и бросился с криком безумного отчаяния бежать за тарантасом, старался схватиться за подножку, за крылья, за что попало. Никогда в жизни я без содрогания не мог говорить об этом моменте».

«Я нашел вчера у сестры громадные связки моих писем к отцу и матери, писанных когда-то из Петербурга, когда мне было десять и одиннадцать лет, и я очутился совершенно одиноким в большом чуждом городе. Трудно передать, какое волнующее впечатление произвело на меня чтение этих писем, перенесших меня почти за тридцать лет, напомнивших мне живо мои детские страдания от тоски по матери, которую я любил какой-то болезненно-страстной любовью»,- пишет, вспоминая свою любимую маму.

Отрывок из дневника – «Когда я был в Петербурге и играл на вечере у Римского-Корсакова, и вся компания чуть-чуть не разорвала меня на части от восторга…»

1874год 21 ноября (запись о концерте в личном дневнике) – «Я теперь весь погружен в сочинение фортепиано концерта. Хочу непременно, чтобы Рубинштейн в своем концерте сыграл его. Я по принципу насилую себя и принуждаю свою голову измышлять фортепианные пассажи; в результате – порядочно расстроенные нервы».

«Когда я познакомился с Л.Н.Толстым, - писал Чайковский в дневнике, - меня охватил страх и чувство неловкости перед ним. Мне казалось, что этот величайший сердцевед одним взглядом проникнет во все тайники, души моей… Глубочайший сердцевед в писаниях оказался в своем обращении с людьми простой, цельной, искренней натурой, мало обнаружившей того всеведения, коего я боялся».

писал Чайковский о Льве Толстого – «Зачем, человек этот, умеющий, как никто и никогда не умел до него, настраивать нашу душу на самый высокий и чудодейственноблагозвучный строй, писатель, коему даром досталось никому ещё до него не дарованная свыше сила заставить нас, скудных умом, постигать самые непроходимые закоулки тайников нашего нравственного бытия, - зачем человек этот ударился в учительство, в манию проповедничества и просветления наших омраченных или ограниченных умов?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий